Фото: Фотохроника ТАСС/Валентин Мастюков
Майя Плисецкая (Бетси) на съемках фильма «Анна Каренина», режиссер Александр Зархи, 1966 год
Майя Плисецкая (Бетси) на съемках фильма «Анна Каренина», режиссер Александр Зархи, 1966 год
Майя Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. В июне 1934 года она поступила в Московское хореографическое училище. Уникальные данные юной Плисецкой были сразу же отмечены педагогами: большой шаг, высокий прыжок, великолепное вращение, выразительность рук, ее артистический темперамент и необыкновенная восприимчивость к музыке. 21 июня 1941 года Майя удачно дебютировала в выпускном концерте училища в сопровождении оркестра Большого театра на сцене его филиала.
Фото: Фотохроника ТАСС/Александр Коньков, Павел Максимов
Майя Плисецкая и Виктор Барыкин, 1985 год
Майя Плисецкая и Виктор Барыкин, 1985 год
Спустя два года, 1 апреля 1943 года Майя Плисецкая, сдав выпускные экзамены на отлично, была принята в труппу Большого театра. Как и большинство выпускников училища, будущая великая балерина была зачислена в кордебалет. Недостаток сольных партий Плисецкая компенсировала выступлениями во всевозможных концертах. Именно тогда на московских сценах появился ее «Умирающий лебедь» на музыку К. Сен-Санса - номер, который она будет танцевать всю жизнь. Впоследствии на гастролях за рубежом у нее были концерты, на которых она исполняла «Умирающего лебедя» по четыре раза подряд. Никогда не любившая повторов, балерина всегда видоизменяла номер: выходила из разных кулис, появлялась то спиной к публике, то лицом, делала разные акценты в финальной позе. Неизменными оставались только прославившие ее на весь мир лебединые движения рук.
Первая главная партия – роль Маши в «Щелкунчике» Чайковского. Затем были Мирта в «Жизели», фея Осени в «Золушке», заглавная роль в балете «Раймонда» А.К. Глазунова, Китри в «Дон Кихоте» и многие другие.
Фото: Фотохроника ТАСС/Александр Коньков
Балет «Лебединое озеро», роль Одетты, 1987 год
Балет «Лебединое озеро», роль Одетты, 1987 год
Но самая главная роль Майи Плесецкой – это Одетта-Одиллия в «Лебедином озере». Движения необыкновенно гибких рук и корпуса балерины создавали иллюзию трепета крыльев плывущего лебедя, превращения девушки в птицу. Одетта в исполнении Майи Плисецкой со временем стала мировой легендой. Руки балерины сравнивали с зыбью воды, с волнами, с изгибами лебединых крыльев. Критики называли пластичность ее рук «нечеловеческой».
Майя Плисецкая проявила себя и в качестве талантливого балетмейстера. Она поставила в Большом театре балеты Р.К. Щедрина «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой», в которых выступила как исполнительница главных партий. В 1984 году в Риме она поставила балет «Раймонда» А.К. Глазунова. Также поработала Плисецкая и как драматическая актриса. Она снялась в художественных фильмах «Анна Каренина», «Чайковский», в телеэкранизациях балетов «Болеро», «Айседора», «Кармен-сюита», «Дама с собачкой», телевизионных фильмах «Фантазия», «Чайка». Ее творчеству посвящен документальный фильм и фильм-концерт «Майя Плисецкая», кинофильм «Балерина», телефильм «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая».
Прощание с Майе Плисецкой пройдет в Германии в кругу родных и близких. «Родион Константинович Щедрин (муж Плисецкой) ознакомил меня с той часть их совместного с Майей Михайловной Плисецкой завещания, которая касается порядка прощания и ритуала захоронения, - рассказал Урин. - Последняя воля такова: «Тела наши после смерти сжечь, и когда настанет печальный час ухода из жизни того из нас, кто прожил дольше, или в случае нашей одновременной смерти, оба наши праха соединить воедино и развеять над Россией».
Закончить этот текст хочется яркой цитатой балерины, опубликованной в книге мемуаров «Я, Майя Плисецкая» (1994 год): «И второй раз родиться не выйдет, как ни старайся. Своё живи!».
Источник: ТАСС