В Германии и других европейских странах официально стартовал год, посвященный 500-летию Реформации. Накануне представители церкви и немецкие политики собрались в берлинском Концертхаусе, чтобы принять участие в торжественном старте юбилейного года.
31 октября 1517 года молодой августинский монах Мартин Лютер, профессор теологии недавно основанного Виттенбергского университета, вывесил на дверях церкви 95 тезисов новой церкви. Поводом для такого действия послужила практика индульгенций, которые выдавались всем, кто внес денежный вклад в папскую казну для перестройки базилики св. Петра в Риме. Путешествующие по Германии доминиканские монахи предлагали полное отпущение грехов и освобождение от мук в чистилище тем, кто раскаявшись и исповедавшись, вносил плату в соответсвии со своими доходами. К тому же, можно было купить и особенную индульгенцию для тех, кто уже умер. 95 тезисов Мартина Лютера не только осуждали подобные церковные злоупотребления, но и вообще отрицали сами принципы, согласно которым индульгенции выдавались. Мартин Лютер считал, что папа не имеет права отпускать грехи. Также он оспаривал учение о сокровищнице заслуг Христа и святых, к которой папа прибегает для отпущения грехов.
Мощное религиозное движение Реформации, возникшее в Германии в начале 16 века, изменило традиционные устои христианской церкви и быстро распространилось на большей части Европы. Оно привело к отделению от Рима и образованию новой формы христианства. Многие представители вольных городов и германские правители примкнули к Реформации и выступили с протестом против решения имперского рейхстага в Шпейере (1529), которое запрещало дальнейшее распространение реформ. Они и их последователи стали называться протестантами, а новая форма христианства - протестантизмом.
В то время католики считали протестантизм ересью, отходом от богооткровенных учений и установлений церкви, отступничеством от истинной веры и попранием моральных норм христианской жизни. Традиционный католический взгляд на Реформацию изложен папой Пием X в энциклике Editae saepe (1910). По мнению папы Пия X основатели Реформации были «...людьми, одержимыми духом гордости и мятежа: враги Креста Христова, ищущие земного... чей бог – их чрево. Не исправление нравов замышляли они, но отрицание фундаментальных догматов веры, породившее великую смуту и открывшее им и другим дорогу к беспутной жизни. Отвергая авторитет и руководство церкви и надевая на себя ярмо произвола самых испорченных князей и людей, они пытаются разрушить учение, устроение и порядок церкви. И после этого... они смеют называть свой бунт и свое разрушение веры и морали «реставрацией» и величают себя «реставраторами» древнего порядка. В действительности они – истребители его, и ослабляя силу Европы конфликтами и войнами, они взрастили отступничество Нового времени», - пишет Энциклопедия Кругосвет.
На официальном приеме в Концертхаус Йоахим Гаук, президент Германии, в своей речи отметил важность изменений, инициатором которых стал Мартин Лютер. Гаук считает, что влияние Реформации сегодня заметно в целом ряде областей, пишет информационный портал euromag.ru.
Торжества по случаю 500-летия Реформации прошли также и в других городах Германии. В частности, в Виттенберге. Ведь именно там 31 октября 1517 года Мартин Лютер вывесил на двери Замковой церкви свои 95 тезисов.