9 марта в берлинском кинотеатре Filmkunst 66 прошёл пресс-показ документального фильма о московском художнике Петре Павленском под названием «Человек и власть» (Der Mensch und die Macht). Закрытый просмотр фильма для журналистов немецкого режиссёра Ирене Лангеманн (Irene Langemann) предваряет выход документальной ленты в кинопрокат с 16 марта этого года.
Среди немецких журналистов фильм не вызвал «острого» интереса. Не было корреспондентов ведущих немецких изданий. Между тем чувствуется, что из Павленского на Западе хотят сделать и делают профессионального диссидента и борца против режима Путина. Так это или нет – судить вам. Однако известно, что подобное мнение существует и в России.
Но есть немало людей, которые считают Павленского далеко не больным человеком психически, не садомазохистом, а представителем какого-то нового, ещё неизвестного и непонятного нам течения в искусстве. Так считает, например, известный российский художник и друг Петра Олег Кулик, который всё это время поддерживает его. Он приедет в Берлин 19 марта, когда в кинотеатре «Интернациональ» будет показана широкому зрителю эта документальная лента и состоится подиумная дискуссия. В ней примут участие сама режиссёр Ирене Лангеманн, русский художник Олег Кулик, немецкий издатель Павленского Владимир Вельминский и немецко-русский писатель Владимир Каминер. Своё мнение сможет высказать, конечно, любой зритель.
О том, чем и как шокировал публику Павленский, написано много. Многое было показано по телевидению. Вот он обнажённый сидит на Красной площади в день полиции и прибивает свои гениталии к булыжнику. Оказывается так делают заключённые в тюрьмах от отчаяния. Но ещё этой акцией он как бы продемонстрировал ту апатию и политическое равнодушие современного российского общества, которое есть.
Вот он с зашитым суровой ниткой ртом, что означает невозможность гражданину высказывать своё мнение. Вот он обливает бензином и поджигает дверь Лубянки, чтобы привлечь внимание к жертвам НКВД и продолжающейся слежкой за людьми. Сам Павленский говорит в фильме, что «это политическое искусство, которое опровергает государственный строй». И ещё одна его важная мысль, которая наверняка станет одной из главных для обсуждения на предстоящей подиумной дискуссии в воскресенье 19 марта: «Из художников и представителей искусства государство делает обслуживающий персонал». Не всё, что за эти годы сделал Павленский, можно понять и принять. Например, его поддержку группы Pussy Riot или Майдана.
Однако безусловно то, что своими акциями он привлекает внимание к отношениям между властью и обществом в современной России. Вот как оценивают создатели фильма идеи, которыми руководствуется Павленский. «Начиная с 9 ноября 2015 года, когда он поджёг дверь ФСБ под лозунгом «против государственного терроризма» Павленский осмелился выступить против самой влиятельной организации страны и символически показать, что она и правит Россией».
Фильм, который длится полтора часа, производит большое впечатление. Два кинематографических приёма заставляют зрителя ощущать настоящую дрожь по телу. Это постоянный скрежет какой-то жуткой машины за кадром как будто закрывается тюремная дверь. Звук машины, которая ломает судьбы людей, перемалывая их в безликую пыль. А ещё «театр теней» - присутствие чёрных фигур, третьих лиц, наблюдающих со стороны за всем происходящим.
Несколько слов о режиссёре картины Ирене Лангеманн. Родилась в бывшем СССР, работала как актриса и режиссёр в Москве и на российском телевидении. В 1990 году выехала в ФРГ. С 1990-1996 годы была редактором на Немецкой Волне в Кёльне, а затем стала свободным режиссёром и получила многочисленные международные призы.
После показа фильма захотелось выбраться на свет божий из этого «ада» вечной борьбы идей добра и зла, общаться, услышать мнение других людей. Да и просто вдохнуть весенний воздух свободного Берлина. Вот что сказала нам корреспондент немецкой газеты TAZ Бригитте Вернебург: «Я не представляю мнение всей Германии о нём, только моё личное. Павленский очень смелый человек, гений он или сумасшедший, не знаю. Но в любом случае это политическая активность».
Журналистке из России Марине Латышевой был явно интересен немецкий взгляд на российское общество. Фильм показался ей оптимистичным: «В нём показан не только сам Павленский, но и люди, с которыми он сталкивался. Они абсолютно живые, просто «спят». А Павленский заставляет их проснуться, и тогда они начинают понимать, что могут что-то изменить. Я бы очень хотела, чтобы этот фильм увидели в России. Ведь он ещё и о том, что даже один человек может восстать против системы». Где сегодня Павленский? Как политический диссидент, он иммигрировал во Францию. Поэтому не может приехать на показ фильма в Германии.
Кажется, что фильм «Человек и власть» вышел очень вовремя. По всему миру «катится» волна протеста гражданских обществ. На повестке дня главный вопрос – каковы границы свободы личности в обществе? Обсудим всё это 19 марта.
Показ фильма и подиумная дискуссия состоятся 19 марта 2017 года в 11.00 утра; в Kino International по адресу: Karl-Marx-Allee 33, 10178 Berlin
Галина Ермонская
Мария Герн