14.09.2020 Просмотров: 16500

Монорельс – историческое достояние Вупперталя

Однорельсовая железная дорога, упрощенно – монорельс, является одним из сегментов транспорта на рельсах, где используется лишь одна несущая балка (швеллер). Здесь важно не путать её с современными поездами - монорельсами, построенными на базе технологии электромагнитного подвеса. 

В монорельсовом транспорте есть целый набор самых разных разновидностей, каждая из которых имеет свои технологические особенности. Вот лишь некоторые из них, наиболее распространенные для монорельса: с электрическим приводом, с двигателем внутреннего сгорания, с воздушно-реактивным двигателем, с линейным электрическим приводом, навесной или подвесной подвижной состав. К этому можно добавить различия в конструкциях  опорно – ходового раздела (колесные, пневматические, с магнитной подвеской, на скользящих опорах). Есть и другие отличия. 

Различна и сфера применения монорельса. Если одни его виды используются в развлекательных парках отдыха, с экскурсионными целями, в составе метрополитена и для перевозок пассажиров в аэропорты, то другие выполняют функции городского общественного транспорта.      

Немного истории

Считается, что прототипом всех монорельсов является изобретение уроженца подмосковного села Мячково (Россия) инженера Ивана Эльманова в 1820 году. Ему удалось отстроить  «дорогу на столбах», где по верхнему продольному брусу катились вагонетки за счет лошадиной тяги. Однако, этот замысел «транспорта будущего» не получил в России должного понимания и не был поддержан. 

Вместе с тем, уже в 1821 году Генри Палмер (Великобритания) построил и запатентовал весьма схожую по своим параметрам дорогу. И тоже на конной тяге. Через четыре года им был осуществлен проект, получивший название «Чешунтский путь на конной тяге», который и стал официальным началом мировой истории монорельса.

С появлением металлоконструкций различного профиля и легкого электропривода началась новая «эра» развития монорельса. В 1887 году в городе Гринвилль (район Нью-Джерси, штат Южная Каролина, США) был построен опытный участок подвесной дороги. В 1894 году Ойген Ланген представил проект монорельсовой дороги между городами Бармен и Эльберфельд (Германия). В 1897 году русский инженер Ипполит Романов  провел в Русском техническом обществе презентацию действующей модели электро монорельса. А в 1899 году на её основе была построена знаменитая «Гатчинская дорога»… 

В 1901 году состоялось официальное открытие монорельсовой дороги («швебебана»), построенной по проекту О. Лангена. Она и вошла в историю как первый монорельс, введенный в эксплуатацию в составе городского общественного транспорта городов Бармен и Эльберфельд, вошедших позже в город Вупперталь. 

Справочно:  Вупперталь (федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия) основан в 1929 году путем слияния сразу нескольких независимых городов: Бармен, Эльберфельд, Ронсдорф, Кроненберг, Фоовинкель, Лангерфельд, Бейенбург. 

Монорельс в Вуппертале, по праву считающийся старейшей в мире «железной дорогой» подвесного типа, исправно действует и поныне в системе общественного транспорта города. Понятно, уже в современном оформлении. Подробнее об этом в видео сюжете.

 

Внимательный зритель, конечно же, обратит внимание на некоторые неточности не принципиального характера, допущенные автором видео повествования. В частности, утверждение о том, что подвесной монорельс в системе общественного транспорта в Вуппертале – единственный в своем роде на земле. Это не так. Они есть в Китае и Японии на системе подвеса. И тоже в системе городского общественного транспорта. 

Другое дело, что в этих странах, равно как и в США, ОАЭ, Великобритании, в Ирландии, России, Канаде, Малайзии и многих других странах в подавляющем большинстве случаев монорельс не подвесной, а с навесным подвижным составом. Что и отличает эту систему от монорельса в Вуппертале.

Впрочем, эти мелочи не мешают насладиться мастерством автора и панорамными видами города, узнать тонкости и историю старейшего в мире монорельса.         

 Фото и видео: Artur Kupriichuk

Суббота
Воскресенье
Читайте также...
{img_alt}
Сегодня
28 апреля в Берлине у Бранденбургских ворот и на улице 17 июня состоится 29-ый «Экологический фестиваль». Его проводит общество GRÜNE LIGA Berlin e.V.. Лейтмотив фестиваля 2024 года: «Лес – один для всех». В мероприятиях примут участие более 200 экспонентов при под
Просмотров:
{img_alt}
22.04.2024
После многочисленных дискуссий, главным образом связанных с поиском финансовых средств по покрытию расходов на возобновление действия проездного билета стоимостью в 29 евро, Сенат Берлина 16 апреля принял решение о его «реанимации».  
Просмотров:
{img_alt}
19.04.2024
В 2023 году в Берлине зарегистрировано около 536 700 уголовных преступлений. Что на 3,2 % больше, чем в 2022 году. Причем, уровень их раскрываемости в прошлом году составил 45,5% (для сравнения – в 2022 году: 44,9%).
Просмотров:
{img_alt}
15.04.2024
Новый адрес оздоровительного Клуба «Равновесие» берлинского общества российских немцев Lyra-Marzahn e.V.: Dudenstraße 78, 10965 Berlin. Tanzstudio Jana Ritter. Уже в апреле в новом помещении состоится очередной бесплатный мастер – класс. 
Просмотров:
{img_alt}
12.04.2024
13 – 14 апреля в Берлине пройдёт грандиозный «парад современных велосипедов» - фестиваль VeloBerlin. Будут представлены подавляющее большинство производимых образцов велосипедной продукции в мире. 
Просмотров:
{img_alt}
08.04.2024
В ближайших планах монтаж спортивно – тренировочного оборудования во вновь созданных игровых комплексах на всей территории Темпельхофа, установка спринклеров и питьевых фонтанчиков, системное «формирование» зон отдыха и многое другое.
Просмотров:
{img_alt}
05.04.2024
Сенат Берлина рассматривает возможность применения комплекса практических строгих мер относительно несанкционированного использования в прокате автомобилей – такси на платформах приложений Bolt, Uber, Free Now. 
Просмотров:
{img_alt}
02.04.2024
В этом году отмечается  220-летие со дня рождения великого русского композитора, автора знаменитых произведений для симфонического оркестра,  родоначальника самобытной русской певческой вокальной школы Михаила Ивановича Глинки. 
Просмотров:
{img_alt}
31.03.2024
Следуя Григорианскому календарю (он введен папой римским Григорием XIII в католических странах в 1582 году), католическая церковь празднует Пасху в этом году 31 марта.
Просмотров:
{img_alt}
28.03.2024
С 30 марта по 1 апреля легендарная цитадель Шпандау в Берлине вновь станет местом проведения традиционного для столицы «Пасхального рыцарского праздника». 
Просмотров:
Реклама