Языковые и интеграционные курсы в Германии предоставляются беженцам и другим иностранцам практически бесплатно. Однако это очень дорогое удовольствие для государства. Тем не менее, как свидетельствует актуальная статистика Федерального ведомства по вопросам миграции и беженцев (BAMF), большинство беженцев не сдают языковые экзамены на интеграционных курсах. Причины называются разные — это и больничные, и переезды, и трудоустройство. Однако результат тем не менее очень плачевный.
Результат экзамена неудовлетворительный
Конкретно в цифрах ситуация выглядит следующим образом: в 2017 году 339 578 беженцев посещали интеграционные курсы, как минимум такое количество учащихся было официально зарегистрировано во многочисленных учебных заведениях ФРГ. При этом участие в языковом экзамене по итогам обучения приняли не более 289 751 учащихся. Среди них успешно сдали экзамен всего лишь 48,7 % человек. Речь идёт об экзамене на знание немецкого языка на уровне В1. Ещё меньшее количество учеников (около 40 %) смогли сдать экзамен на уровень ниже — А2. Порядка 10 % учащихся не смогли преодолеть даже этой пороговой отметки на знание немецкого языка.
Такой низкий результат удручает, причём не в последнюю очередь немецких политиков. Причины этой неутешительной статистики, можно сказать, классические: пропуски по болезни, устройство на работу, частые переезды. Преподаватели так называемых народных университетах (Volkshochschule), а также частных языковых школ, которые предлагают интеграционные курсы для беженцев, говорят, что учащиеся часто психологически травмированы, поэтому процесс обучения им даётся особо трудно. Кроме того, у многих просто отсутствует навык процесса обучения. Многие из них не посещали школу в своей родной стране и тем более не изучали иностранных языков.
Доверие — хорошо, контроль — лучше
Печальная статистика результатов языковых экзаменов — это одна плохая новость. Вторая плохая новость — параллельно Федеральная счётная палата Германии (Bundesrechnungshof) привела свои цифры, которые свидетельствуют о многочисленных прогулах обучающихся. В отчёте говорится о том, что меньше половины (43,3 %) зарегистрированных на интеграционных курсах учеников действительно регулярно посещают занятия и это те самые ученики, которые в конце курса сдают или проваливают экзамен. А куда же деваются остальные ученики?
Этим вопросом уже занимаются политики. Как гласит немецкая поговорка: „доверие — хорошо, а контроль — лучше.“ Этот принцип лишь теперь хотят ввести в практику. Ведь цифры громко говорят о мошенничестве, причём не столько учащихся, сколько учреждений, которые предлагают курсы по интеграции. Речь идёт о немалых деньгах. Государство выделило в прошлом году 610 миллионов евро для обеспечения курсов интеграции для беженцев. В Германии конкурируют за право проводить такие курсы 1736 частных и государственных учебных заведений. За каждый урок организация выставляет счёт в размере 3,90 евро за каждого ученика. Интеграционные курсы предусматривают 600 часов занятий немецким языком, плюс 100 часов общий интеграционный курс. В процессе проверки выяснилось, что среди официально зарегистрированных учащихся курсов числятся нередко дети дошкольного возраста и даже младенцы…
Теперь пока одни решают проблему с массовыми прогулами уже оплаченных языковых курсов, сами учреждения, предлагающие интеграционные курсы, должны признать, что свой экзамен они завалили.
Ада Островская